Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Государство - это самостоятельная сложная политическая организация, обладающая суверенитетом и специальными механизмами управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определённой территории. В основе образования государства лежат различные принципы, и в зависимости от того, как оно устроено и какие методы применяются для осуществления власти, взаимосвязи между государством в целом и его частями и т.д. различают формы его существования. Наличие конкретной формы государственного устройства в определенной стране зависит от целого ряда социальных, исторических, национальных, географических и иных условий. Именно эти условия и определяют её специфику.
Абсолютно одинаковых государств не бывает и не может быть, понятие формы государства как раз и помогает определить тип государства. Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трёх ее составных частей: формы правления, формы государственного устройства и государственно-правового режима, причём реально оценить демократичность последнего довольно сложно, особенно в отношении государства, в котором не проживаешь и не знаешь исторических, культурных, религиозных и других особенностей становления государства и его народа .
Одной из важнейших составляющих существования государства является территория, так как именно в пределах неё осуществляется суверенитет, являющейся одним из основных признаков государства.
Государство не может образоваться без населения, которое составляет его политическую общность, и может быть территориально организовано как в пределах страны, так и отдельных образований. Это имеет особенное значение для осуществления власти и управленческой деятельности в масштабе всего государства и на местах, её организации и устройства государства. При этом, с течением времени, меняются и условия жизнедеятельности общества, что также требует реакции государства, его изменения.
Темой работы является федеративное государственное устройство. Она является очень важной и актуальной в любой момент времени, причём как со стороны исследователей - правоведов и историков, так и простых людей, наблюдающих сначала за изменениями в государстве, в том числе и в Российской Федерации.
Федерализм существовал задолго до возникновения первой официальной федерации США. И «классическая» модель федерализма является итогом многолетнего опыта развития государства. До появления американской федерации, подобные, но более ранние явления такого рода существовали в вольных городах Европы. «Республику объединённых провинции» Голландии можно отнести к своего рода прототипу федеративного государства.
Становления федерализма в России начинается с 1918 г., так на III Всероссийском Съезде Советов была провозглашена Российская Федерация.
До октябрьской революции Россия развивалась как унитарное государство.
А федерация в России возникла и развивалась по идеологии большевизма, в её основу была положена не реальная демократизация власти, а скорее преодоление национального гнёта.
Чистяков О. И. одним из определяющих факторов в становлении федерации называет национальный фактор: «Подавляющую часть населения составляли русские, поэтому РСФСР могла сложиться только как федерация, основанная на автономии небольшого числа других наций с произвольными границами» .
Объектом исследования являются общественные и политические отношения в сфере устройства и функционирования Российского государства.
Предметом - научные труды о федерации, как форме государственного устройства, законодательство, подтверждающее форму государственного устройства РФ.
Цель исследования - это комплексный анализ особенностей государственного устройства Российской Федерации, его становления и развития как федеративного государства, выявление существующих проблем и предложений пути их решения. Для достижения этих целей предполагается решение ряда задач, а именно раскрыть понятие и рассмотреть существующие формы государственного устройства; раскрыть признаки, отличающие Российское государство как федерацию, и принципы государственного устройства Российской Федерации.
Нормативную основу исследования составляют: положения федерального законодательства, теоретическая база, сложившаяся за счёт комментариев законодательства, научных пособий, учебных пособий, публикаций в периодической печати.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Глава 1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА И ЕГО ВИДЫ
1.1 Понятие формы государственного устройства
Государства отличаются друг от друга внутренним строением и структурой, отраженные в способе территориального деления, и степенью централизации государственной власти. Эти различия и проявляется в понятии форма государственного устройства.
В последнее время само понятие форма государственного устройства подвергается критике, «намечается тенденция к исключению его из научного оборота и замене более подходящим термином» .
По мнению Чиркина В.Е., понятию «государственное устройство» в политической литературе придается слишком широкое значение, включающее также некоторые важнейшие элементы общественного строя.
Отсюда и стремление к замене термина более конкретными формулировкам.
Однако, полностью соответствующего термина, обозначающего систему взаимоотношений между центральной государственной властью и
действующими в территориальных составных частях органами публичной власти пока нет .
От традиционного понимания государственного устройства отказываются и некоторые другие советские юристы, так Чистяков И. О. и Н. П. Ферберов пришли к выводу, что целесообразнее термин «форма государственного единства», исходя из принципа, что если нет единства - нет и государства . Но, эта позиция не получила поддержки ни в советской, ни в современной теории государства и права. И до появления альтернативы, сохраняется традиционный термин.
В юридической же литературе при употреблении термина «государственное устройство» имеется ввиду, именно, устройство территории государства, соотношение его как целого с составными частями, его внутреннее деление, правовое положение его частей, их взаимоотношения друг с другом и центральными органами власти. Так В.М. Корельский под формой государственного устройства понимал, именно территориальную организацию государственной власти, соотношения государства как целого с его составными частями .
Миронов О. определяет государственное устройство как внутреннюю национально-территориальную организацию государства, и соответственно как соотношение целого и его частей . В научной и учебной литературе также не выявлено разногласий в понимании данного термина.
Итак, форма государственного устройства – это национальное и администpативно-теppитоpиальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.
Организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства. Таким образом, форма государственного устройства показывает из каких частей состоит структура государства; каково правовое положение этих частей и как взаимодействуют их органы; как строятся отношения между центральными и местными органами; в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993. // Российская газета. 25.12.1993.
Научная и учебная литература
1. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. М., 2007. 481 с.
2. Вишняков В. Г. Конституционное регулирование федеративных отношений // Конституционное право России. М., 2008. 369 с.
3. Глигич-Золотарёва М. В. О судьбах федерализма в России // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 2.
4. Карапетян Л. М. Федеративное устройство Российского государства. М., 2007. 352 с.
5. Кокотов А. Н. Новая модель разграничения полномочий // Российский юридический журнал. 2004. № 1.
6. Сюткина Н.С. Об особенностях российского федерализма // Наука, техника и образование. 2015. С. 70 – 72.
7. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов./ под ред. В. М. Корельского и В. Д. Превалова. – 2-те изд. испр. и доп. – М.: Изд. группа Норма – Инфра-М. – 2001. 401 с.
8. Теория государства и права: Курс лекций./ под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. – 2-ре изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ. – 2001. 478 с.
9. Титов Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права России. - М., 2005. 472 с.
10. Тихомиров Ю. А. Об институциональных аспектах федеративных отношений // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 3.
11. Турусин С.В., Шевченко Е.Б. Федерация и федерализм: сходство терминов и различие содержания // Основы экономики, управления и права. № 3. 2012. С.17 -19.
12. Турусин С.В. Мировоззренческие основания идеи федерализма // Основы экономики, управления и права. 2014. № 1. С. 20 -23.
13. Фарукшин М. Х. Федерализм: Теоретические и прикладные аспекты. М.: Юристъ. – 2004. 276 с.
14. Фёдоров А. Ф. Российский федерализм: исторический опыт и современность. М.: ТДК Москва. 2006. 346 с.
15. Чиркин В. Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Государство и право. 1994. № 8-9.
16. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. – 2-ок изд. испр. и доп. – М.: Юристъ. – 2000. 584 с.
17. Чистяков О. И. Становление Российской Федерации (1917-1922). М., 1996. 495 с.